Ув. Виктор Мараховский, как всегда тонко чувствует проблематику текущего момента... Минутка цитат.
"Андрей Сахаров считался своего рода святым в 1975 году. Он был диссидентом в Советском Союзе. Он призывал к запрещению разработок и испытаний ядерного оружия, а заодно требовал свободы для своего народа. Его исключили из Академии наук СССР. Его сослали на полустанок среди вечной мерзлоты. Его не выпустили в Осло получать Нобелевскую премию. Его супруга, детский врач Елена Боннэр, получила премию вместо мужа. Но не кажется ли вам, что давно пора задать вопрос: не была ли она более достойна Премии Мира?"
Кто, по-вашему, автор этого могучего высказывания? Кто силой мысли выгнал Сахарова из АН СССР и превратил г. Горький в полустанок в тундре, где единственной музыкой стелется аккордеон медведя-конвоира? Кто присудил премию мира тоненькой человеколюбивой врачихе Боннэр и изумлялся, "почему она не развелась с создателем бомбы"?
Это, ув. друзья, один из великих писателей XX века Курт Воннегут.
Эта цитата напоминает нам об одной банальной истине. На известном расстоянии любое явление расплывается, превращаясь в схематичную декорацию, забитую "here be dragons". На расстоянии большое вовсе не "видится" - оно упрощается до балаганного задника со строем одинаковых тополей. Россия превращается в вечную мерзлоту, а ссылка - естественно, в полустанок среди сугробов. Врач-педиатр становится доброй и ласковой. Ну а как?
Подавляющее большинство мусульман в мире понятия не имеют о том, что не всеми христианами командует папа Римский. Подавляющее большинство христиан не в курсе, как раздроблен исламский мир. Геродот писал о соседних - имевших давние связи с Грецией - народах великолепную бредятину вроде "египетские мужчины мочатся сидя, а женщины стоя, причём делают это дома, а едят на улице" или "все девушки в Лидии зарабатывают развратом".
Кстати, если кому-то кажется, что информационный век уничтожил эти расстояния между нами - то нет, он забил их таким количеством искажений, намеренной лжи и простодушного туристического идиотизма, что схематичность отдалённого от нас мира лишь выросла, и сейчас иная планета, где люди ходят на головах и едят ушами - это уже не то что другая страна, а просто другой город, а иногда и наш собственный.
Никогда ещё мы не были ошибочно уверены, что знаем многое. Драконы сегодня водятся так близко от нас, что фактически в миф превращается всё за нашей дверью.
Может быть, поэтому самая раздражающая черта нынешних двадцатилетних - отсутствие всякого желания строить "системное представление о мире" и желание знать строго то, что в тренде или пригодится - на деле является чертой вынужденной, выработанной в мире заведомо кривых знаний. "Ну да, мы не знаем, что такое Гондурас" - как бы говорят нам их весёлые чистые глаза. - "Но ведь и вы понятия не имеете. Только вы ещё и имеете глупость думать, будто знаете, что это".