Русские добровольцы на Англо-Бурской войне – это тема, которую давно надо в школьные учебники включать.
Русских в Трансвааль воевало примерно 250 человек, плюс русский отряд Красного креста – это еще три десятка добровольцев, в их числе сестры милосердия. Причем в России был вообще массовый порыв поддержать буров. Им собирали деньги в церквях, проводили благотворительные акции, и вот ехали добровольцы.
Русские воевали в бурских отрядах, был отдельный русский отряд ротмистра Ганецкого. Бретер, авантюрист, гуляка, и отчаянно храбрый. «Капитан Ганецкий и его русская сотня, как телеграфируют английским газетам из Лоренцо-Маркеса, производит успешные поиски в местности Сендэ-Ривер, где русские проникли за линию расположения британских сторожевых постов и захватили повозку с боевыми припасами и десять мулов». Еще одним смешанным бурско-добровольческим отрядом командовал поручик Леонид Покровский. Тыловые рейды, нападения на военные объекты. Погиб в бою с англичанами.
В Трансваале воевал Иван Заболотный, он позже станет депутатом Первой Государственной думы. Николай Попов, будущий известный русский летчик, Александр и Федор Гучковы (будущий военный министр Временного правительства), Владимир Семенов – архитектор, автор генплана реконструкции Москвы 1935 года.
Особо в Южной Африке отличился полковник Евгений Максимов. Он был добровольцем на сербско-турецкой, русско-турецкой, греко-турецкой войнах, воевал в Эфиопии, участвовал в походах в Средней Азии. Первоначально он возглавил «Иностранный», а затем «Голландский» легион буров, он стал одним из двух генералов-иностранцев в бурской армии. В сражении при Табачу отряд Максимова потерял 7 человек, уничтожил более 200 англичан. Сам Максимов тогда получил три ранения, но продолжил командовать отрядом. Погиб он 1 октября 1904 года, в Маньчжурии, на русско-японской войне. Причем вот самое интересное что русские добровольцы в Африку ехали за свой счет, или за счет пожертвований. Никаких денег от буров они тоже не получали, только еду. Да и регалий или материальных благ они никаких не получили. От кого, если в итоге республики проиграли в войне?
Доброволец Евгений Августус написал про своих товарищей, что «эти безвестные герои кровью своей запечатлели готовность человека к самопожертвованию». Это вообще интересно, как традиция добровольчества сохранилась в России. То есть на самом деле, нет ничего необычного в том, что русские добровольцы ехали на Донбасс, и сколько их туда отправлялось. И Арсен Павлов это такой вот полковник Максимов 21 века.
Табличка памяти русских добровольцев в Южной Африке, конечно хорошо. Но мало. Нам бы дома как-то их память увековечить. Достойны того.
https://t.me/rusfleet/2016?single